Пермские башкиры, этническая группа башкир. Живут (по данным на 2002; тыс. чел.) в г.Пермь (9,5), а также в Бардымском (16,6), Чернушинском (3,5), Куединском (1,9), Осинском (1,4), Пермском (1,4) и др. районах Пермской области. В 1989 в Пермской обл. проживало 52,3 тыс., в 2002 — 40,7 тыс. башкир.
Разговорный язык П.6. относится к гайнинскому говору диалекта северо-западного баш. языка. Верующие — мусульмане-сунниты (см. Суннизм). Основу формирования П.б. составило племя гайна сев.-зап. этнографической группы. Большинство мужчин относятся к понтийскому, женщин — субуральскому антропологическим типам южного происхождения.
В 12—13 вв. башкиры племени гайна проживали в низовьях и устье р. Быстрый Танып, в 13—14 вв. мигрировали на севере и расселились в басс. р.Тулва (приток р. Кама), на левобережье р.Сылва (басс. р. Кама). С 13 в. земли П.б. входили в состав Золотой Орды, с 15 в. — Казанского ханства и Ногайской Орды. После присоединения Башкортостана к России основная часть П.б. получила жалованные грамоты, в к-рых были юридически оформлены границы вотчинных земель (см. Вотчина, Вотчинное право башкир). В 16—17 вв. земли П.б. входили в Уфимский уезд (Осинская дорога), с 18 в. — Оренбургскую губернию и Пермскую губернию. С введением кантонной системы управления П.б. вошли в состав 1-го башкирского кантона (Осинский уезд) Пермской губернии. В 1865 основная часть земель П.б. вошла в Бардымскую, Елпачихинскую и Сарашевскую вол. Осинского у. Пермской губ.; в 1924 — Красноярский, 1925 — Бардымский р-ны Сарапульского округа Уральской обл., в 1934 — Свердловской обл., в 1938 — Пермской обл. (с 2006 — в составе Пермского края).
У П.б. сложился земледельческий хозяйственно-культурный тип. Основой хозяйства в кон. 19 в. было земледелие, сочетавшееся со скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством. Разводили лошадей, коров, овец, коз, домашних птиц. Получили развитие переложная система земледелия, трёхпольный севооборот. Возделывались рожь, пшеница, овёс, горох, гречиха, из техн. культур — лён, конопля и др. Использовались разл. земледельческие орудия труда: плуги, бороны, серпы, дер. цепы и др. Охотились на волков, лис, зайцев, куниц, белок. Из жен. домашних ремёсел было развито браное и закладное ткачество, узорное шитьё, вязание, кошмоделие. Мужчины занимались лесными промыслами, изготовлением берестяной утвари и деревянной утвари, кузнечным, ювелирным и кожевенным делом, разработкой полезных ископаемых (см. Рудознатцы и рудоискатели), с развитием горнозаводской промышленности — сезонными работами на горных заводах. С сер. 19 в. стали появляться сапожные, пимокатные и др. мастерские, после отмены указов от 11 февраля 1736 — кузницы.
Традиц. поселения (аулы) располагались по берегам рек и имели кучевую, с сер. 19 в. — прямолинейную планировку с широкими улицами и просторными усадьбами. Во многих селениях были мечети, при к-рых действовали мектебы. Усадьба делилась на огород и передний двор, где находились жилые и хоз. (хлевы, сараи, навесы) постройки. Жилища представлены в осн. бревенчатыми домами с высоким фундаментом. Строили обычно 1- или 3-камерные избы с 2-скатной крышей. Дом был поделён на гостевую и кухонную, или женскую, отделённую от остального помещения занавесом, части. Осн. элементами интерьера традиционного являлись печь и нары, на к-рых размещали сундук с постельными принадлежностями, под ними хранили продукты. Между боковой стеной и печью, выше входной двери находились полати. В большинстве усадеб имелась баня.
Традиц. одежда П.б. входила в сев.-зап. комплекс костюма башкирского. Одежду шили в осн. из тканей в мелкую клетку домашнего произ-ва. Для жен. платьев использовали ткани с преобладанием тёплых (кр., жёлтый) или контрастных тонов, для муж. характерна синебелая расцветка. Традиц. муж. костюм включал штаны, холщовую туникообразную рубашку с браным поясом, свадебную — с мягким кушаком; ворот рубашки со стоячим воротником и нагрудной планкой застёгивался на пуговицы. Традиц. жен. платья состояли из туникообразного верха со стоячим воротником, сборчатого подола, широких прямых рукавов с ластовицами. Вокруг выреза полукругом в 3—4 ряда нашивали ленты и позумент, ворот скрепляли декор. булавкой или застёгивали на пуговицу. Обязат. частью жен. костюма являлся передник с нагрудником. Традиц. верх. одеждой служили камзол, кафтан, чекмень, тун, бешмет, шуба, полушубок. Муж. головными уборами были ушанка, тюбетейка, поверх к-рой надевалась войлочная шляпа или бурек, жен. — колпак, платок, шаль. Обувь изготавливали из кожи, иногда в сочетании с сукном. Были распространены ката, сабата, ситек, валенки. Мужчины надевали обувь на портянки, женщины — на холщовые или шерстяные чулки. Украшения традиционные представлены налобными украшениями в виде повязки из полосы ткани с позументом и бахромой, разл. видами нагрудных украшений: нагрудники полуовальной формы, перевязи, съёмные воротники с каптырма, ожерелья из монет, стеклянные и янтарные бусы и др.
Основу традиц. кухни П.б. составляли мучные, крупяные и мясомолочные блюда (см. Кухня башкирская), использовались также рыба (см. Рыболовство), съедобные корни, ягоды (см. Собирательство). Были распространены супы и похлёбки на мясном бульоне или молоке с домашней лапшой или шариками из теста, вареники, вяленые колбасы, мясные пельмени, каши, хлеб, лепёшки, блины, оладьи, булочки, кыстыбый, чак-чак, шаньги и др. К праздничным и обрядовым блюдам относились губадия, балеш, пироги с молозивом. Из напитков в осн. употребляли айран, бал, кисели.
Осн. звеньями родоплеменной структуры П.б. являлись племя, род, родовое подразделение и группа родственных семей (см. Аймак, Тюба). В 19 — нач. 20 вв. преобладающей формой семьи была малая, главой к-рой являлся ст. мужчина (распоряжался имуществом и был юрид. представителем). Браки заключались по сватовству, бытовало умыкание; сохранялись левират и сорорат. Повседневная жизнь общины и семейно-брачные от ношения регламентировались обычаями, традициями и нормами обычного права.
Традиц. праздники и обряды, осн. события обществ. жизни проходили в весенне-летний период (см. Йыйын, Каргатуй, Кякук сяйе, Земледельческие обряды). Семейные праздники были связаны с рождением ребёнка (см. Бишектуй, Имянаречение, Родинные обряды), свадьбой (см. Свадебные обряды) и др. Многие обряды восходят к верованиям доисламским.
В устном народном творчестве п.б. известны легенды и предания, повествующие о возникновении родов и племён («Толбуйҙар» — «Тулуайцы-гайнинцы», «Айна менән Ғәйнә» — «Айна и Тайна»), населенных пунктов и их назв., осн. ист. событиях. Распространены колыбельные, свадебные, лирические и др. песни, разл. баиты, заговоры, мунажаты, сказки, загадки и др. Традиц. музыкальные инструменты: курай, кубыз, скрипка, тальянка и др.
Среди изв. выходцев Туктамыш Ижбулатов (депутат Уложенной комиссии 1767—69), рудопромышленник Исмагил Тасимов, полные кавалеры орденов Славы З.Х.Аминов, А.Г.Даутов, учёные А.Х.Мукатанов, Г.К.Ибраев и др.
В 17 — 1-й пол. 19 вв. башкирами Тайнинской вол. на собств. землях основаны населённые пункты (см. табл.). На землях башкир Тайнинской, Ирехтинской, Таныпской волостей построены Аннинский завод, Ашапский завод, Бизярский завод, Бымовский завод, Иргинские заводы, Камбарский завод, Рождественские заводы, Суксунский завод, Уинский завод, Шермяитский завод, Юговские заводы, Юго-Камский завод и др. горные заводы, ныне на месте заводских поселений находятся г.Камбарка, пп. Суксун, Сухобизярка, Юг, Юго-Камский, сс. Аннинское, Ашап, Бым, Рождественское, Уинское, Шермейка Пермского края, с.Нижнеиргинское Свердл. области.