Обычное право (ғәҙәт хоҡуғы), совокупность правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного применения. Исторически самая ранняя форма права. Нормы О.п. могут существовать как в письм., так и устной форме. С появлением и развитием гос-в, на основе норм О.п. формируется законодательство, либо О.п. вытесняется им и постепенно прекращает функционировать.
У башкир О.п. наряду с шариатом являлось источником права до нач. 20 в. Нормы О.п. регулировали все стороны жизни баш. общины, определяли права и обязанности разл. соц. слоёв (см. Асаба, Бий, Батыр, Тархан, Ялсы), взаимоотношения с соседними племенами и народами, внутри- и межплеменные споры (см. Барымта, Карымта). В сферу действия О.п. попадали вопросы землевладения и землепользования, в т.ч. определения маршрутов перекочёвок (см. Кочёвки башкир), границ пастбищ, пашен, покосов, пользования лесными и бортевыми (см. Бортничество) угодьями, водоёмами (см. Повытье). В соотв. с нормами О.п. регулировались семейно-брачные отношения (в т.ч. условия заключения брака, размер и порядок выплаты калыма и др.), порядок и формы наследования имущества (см. Майорат, Минорат). Толкование и соц. контроль за соблюдением норм О.п. выполняли старейшины (аҡһаҡалдар) родов и родовых подразделений, судебные функции — советы старейшин (аҡһаҡалдар коро); после присоединения Башкортостана к России эти функции постепенно переходят к предводителям родов и племён — биям, тарханам, князьям, позднее — старостам, старшинам. Решения по наиб. важным вопросам принимались на нар. собраниях (см. Йыйын, Курултай, Майдан). В случаях возникновения разногласий или противоречий с нормами шариата, как правило, опирались на правовые обычаи, судебные прецеденты. Судебные функции также могли выполнять муллы, после образования Оренбургского магометанского духовного собрания — только указные муллы (утвержд. в должности муллы указом Губернского правления). Согласно «Правилам... для руководства приходским муллам...», изданным ОМДС (1893), при разделе наследства или семейного имущества (разводы, выделение сыновей в отд. семьи и др.) заинтересованные лица могли с общего согласия принимать решения в соотв. с нормами О.п.; при возникновении споров должны были обращаться к мулле, к-рый, при наличии свидетелей, совершал раздел имущества по шариату; в случае несогласия наследники обращались в гражд. суд, к местным властям или апеллировали к сел. сходу, при этом гражд. суд должен был руководствоваться не гражд. законами, а установлениями шариата. Наказания за разл. рода преступления также налагались в соотв. с нормами О.п. За совершение тяжкого преступления (убийство, неоднократное хищение, грабёж, прелюбодеяние при явном его изобличении и т.н.) наряду с другими принудит. мерами могла применяться смертная казнь.
После присоединения Башкортостана к России в сферу действия О.п. подпадало подворное распределение ясака и расходов на снабжение воинов (см. Военная служба башкир). Согласно шежере и др. источникам историческим, одним из условий принятия башкирами рос. подданства было признание их права сохранять свои обычаи и религию, однако после башкирских восстаний 17—18 вв. были запрещены общебаш. йыйыны, введена выборность старшин. В 18—19 вв. в постановлениях и юрид. актах царского пр-ва, касающихся башкир и Башкирского войска, содержатся пункты, разрешающие сел. и волостным сходам, кантонным начальникам решать нек-рые вопросы на основе норм О.п. «Положение о башкирах» от 14 мая 1863 законодательно закрепило функционирование О.п. башкир, тем самым обусловив его параллельное действие с нормами шариата и рос. законами.
После революции 1917 с кодификацией сов. права и обновлением законод-ва (1922—24) функционирование О.п. было ограничено. Нормы шариата и такие обычаи, как калым, были запрещены. В то же время нек-рые вопросы, касающиеся семейных и имуществ. отношений, не охваченные законод-вом, продолжали регулироваться нормами О.п.