Орнамент традиционный (от лат. ornamentum — украшение), узор, построенный на чередовании и комбинации геометрич. или изобр. (растит., зооморфных, антропоморфных) элементов. У башкир О. широко применялся в декоре юрты и др. жилища, костюма башкирского, украшений традиционных, домашней утвари, предметов культа, вооружения, конского снаряжения и др.; его специфика формировалась в процессе взаимовлияния культур кочевых тюрко-монг. скотоводч. племён Южной Сибири, Ср. и Центральной Азии и финно-угорских оседлых земледельч. народов Поволжья и Приуралья, где решающую роль сыграл тюрк. компонент.
В основе происхождения О. лежат древние знаки, к-рые носили религ.-культовый характер (см. Верования доисламские). В наскальных изображениях Урала каменного века прослеживаются первые орнаментальные мотивы с зооморфными, солярными знаками; геометрич. элементы (точки, штрихи, зигзаги, круги), отображавшие формы и ритмы природы, символизировали дождь, солнце, лес, волны и т.д. В эпоху бронзового века в декоре керамич. сосудов преобладал геометрич. О., отличавшийся большей ритмич. организованностью. Широкое бытование имели связанные с культом солнца солярные знаки (вписанные в круг изображения в виде крестов разл. конфигурации) и орнаментальные мотивы, символизирующие свет, огонь, жизнь, вечное движение и развитие; они получили распространение в украшении разл. метал. пластинок, нашивок одежды, воинского и конского снаряжения. Символ креста с его вертик. и горизонт. линиями, утверждая прочность между миром небесным и земным, объединяет противоположные начала, свидетельствует о том, что бинарные системы (небо —земля, огонь —вода, день — ночь, мужчина — женщина, добро — зло, свет —тьма) играли в сознании древних определяющую роль. В эпоху раннего железного века произв. звериного стиля, распространённые на Урале, были богато орнаментированы спиралевидными элементами и завитками; в средневек. иск-ве уральского звериного стиля были распространены метал. плоские подвески, ажурные пластины с изображением человека, ж-ных, птиц (кони, львы, орлы и т.д.). В развитии О. определ. роль сыграли знаковые системы прошлого. Модификация родовых знаков (см. Тамга), вырезавшихся на пчелиных бортях, разл. дер. сосудах для мёда, кумыса, молока, способствовала расширению и усложнению графич. основы О. С приходом ислама, влияние к-рого обусловило отсутствие реалистич. изображений, в баш. традиц. иск-ве формы О. становятся крайне стилизов., наиб. распространение получают геометрич. мотивы; О. применяется в эпиграфич. надписях коранич. текстов в шамаиле, графике книжной, декор. узорах (арабески) архит. сооружений, в т.ч. мечетей.
В традиц. иск-ве башкир сформировались 2 осн. вида орнаментальных мотивов: геометрич. (особо выделяется ромб — символ плодородия, животворящего начала) и криволинейные кускарные элементы (ҡусҡар — улитка; в разл. комбинациях напоминает траву, почку, рога, волну, цветок, солнце, дерево — символ жизн. силы рода). Баш. О., как правило, многоцветен, отличается яркостью и контрастностью, в нём преобладают красный, жёлтый, зелёный цвета тёплых тонов; традиционно применялись натур. цвета шерсти (белый, серый, чёрный), иногда синий, голубой, лиловый; цвет фона преим. красный, жёлтый, чёрный, реже — белый. До 2-й пол. 19 в. использовали натур. красители, с применением анилиновых красок усиливается яркость цветовой гаммы. В структуре О. лежит симметрия, ритмич. развитие к-рой восходит от простых к сложным композициям (зеркальная, ленточная, круглая, сетчатая). В целом св-ва О. зависят от назначения, формы, материала изделия. Анализ баш. О. представлен в иссл. С.И.Руденко, Н.В.Бикбулатова, С.Н.Шитовой, А.Г.Янбухтиной, Р.Б.Ахмерова, Н.Х.Хисматуллиной, Е.Е.Никоноровой, И.Д.Ахмедьяновой и др. Бикбулатов выделил 6 осн. орнамент. комплексов. 1-й включает простые геометрич. фигуры в композициях бордюра, розетки, к-рые наиб. полно представлены в резьбе по дереву, встречаются в аппликации, паласном произ-ве, вязании, реже в вышивке. 2-й — криволинейные узоры из разл. спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, к-рые применялись для оформления предметов кочевнического быта, встречаются в аппликации на коже, войлоке, вышивке тамбуром, серебряной насечке. 3-й — стилизованные растит. узоры, выполняемые в техниках тиснения, гравировки, чеканки, серебрения в изделиях из кожи и металла, а также в многоцв. мотивах тамбурной вышивки в текстильных изделиях (см. Намазлык). 4-й объединяет группу сложных узоров, связанных с ткачеством, ковроделием (ромбы, звёзды, многоугольники, украшающие центр. поле ковров, шаршау, скатертей, полотенец). 5-й — композиции с противостоящими боковыми (птицы, ж-ные) и центр. (древо мира, женщина) фигурами, распространены в узорах хараусов. 6-й включает геометрич. уступчатые узоры браного ткачества и счётной вышивки (квадраты, ромбы, розетки и др.) на праздничной одежде, полотенцах, скатертях и др. предметах убранства дома. Имея ярко выраженный нац. характер, традиц. О. усиливает самобытность и узнаваемость изделий баш. декоративно-прикладного искусства.
Традиц. О., его отд. элементы и их интерпретации находят применение в худ. тв-ве нар. мастеров и проф. художников З.П.Гайслер, В.П.Грачёвой, Ф.Р.Ергалиева, А.А.Ефимовой, М.В.Конверт, Т.Х.Масалимова, Р.Я.Миннебаева, Р.А.Салимгареева, Р.В.Харисова, И.М.Ямалетдинова и др., а также в батике, войлоке художественном, гобелене, дереве художественном, дизайне, керамике художественной, коже художественной, конструировании и моделировании одежды художественной, лаках художественных, металле художественном, текстиле художественном, в монументальном искусстве (см. также Витраж) и др.