Погребальные обряды, комплекс традиц. обрядов, связ. с охраной покойного (мәйетте һаҡлау), подготовкой к погребению (мәйетте йыйыу), проводами (мәйетте оҙатыу), захоронением (мәйетте ҡуйыу, күмеү) и поминками (иҫкә алыу). Основаны на представлениях о посмертном существовании души (см. Предков культ). Считалось, что исполнение П.о. облегчает переход усопшего в загробный мир. П.о. отражают культ. и бытовые традиции, морально-этические (см. Мораль, Этика) идеи и ценности общины. Башкиры с принятием ислама начали проводить П.о. по мусульм. канонам, вместе с тем в них сохранились элементы, связ. с верованиями доисламскими. П.о. сопровождались чтением молитв, исполнением мунажатое, хыктау (см. Семейно-бытовая обрядовая поэзия).
Умершего хоронили в тот же день не позднее полудня или на след. день. До похорон рядом с телом покойника находились люди, к-рые читали заупокойные молитвы из Корана. Умершего укладывали в вытянутом положении на нары или скамью головой к Каабе, на грудь клали ножницы или нож, иногда Коран. В день погребения совершали ритуальное омовение усопшего (тәһәрәт) и заворачивали слева направо в саван (кәфен) в 3 слоя, после чего саван перевязывали верёвками (билбау) над головой, в области пояса и колен и клали умершего на луб (ҡабыҡ). Из кусочков оставшейся ткани изготавливали бетеу. Погребальную одежду мужчин дополняла чалма (сәллә), женщин — платок и нагрудник.
Из дома покойника выносили ногами вперёд и укладывали на дер. носилки (мәйет ағасы, йыназа ағасы). Тому, кто будет молиться за его душу в течение 40 дней (чаще всего это был мулла), в качестве подаяния (гүр хәйере, гүр саҙаҡаһы) давали барана или козу, остальным — деньги, платки и др. Женщинам разрешалось провожать умершего только до ворот кладбища. Молитвы читали перед тем, как вынести покойного из дома, за 40 шагов до кладбища (йыназа намаҙы) и перед погребением. Могилу (ҡәбер) готовили в день погребения, в юж. стене делали подбой (ләхет) выс. и шир. ок. 60—70 см, в к-рый умершего клали на спину или правый бок лицом к Каабе, затем прикрывали досками, дёрном или лубом. Мулла первым бросал горсть земли; после того, как засыпали могилу, зачитывал 67-ю суру из Корана. Вокруг могилы выкладывали камни, ставили сруб или кам. плиту, на к-рую наносили тамгу или имя, даты рождения и смерти умершего, изречения из Корана. Встречались семейные участки для захоронений, где 2—3 могилы были объединены общим дер. срубом или кам. обкладкой.
Поминки проводили на 3-й (өсө), 7-й (етеһе), 40-й (ҡырҡы) день и через год (йыллыҡ); считалось, что нарушение этой традиции могло повлечь за собой несчастье, болезнь или смерть близких. На поминки готовили тонкие лепёшки на сале (йәймә), пшеничную кашу на молоке, бишбармак, балеш и др. блюда кухни башкирской. Молитвы, посв. усопшим, читали в четверг или пятницу, перед сабантуем и во время мусульманских праздников.